Закрыть окно Печать

М.Кусс и Д.Шостакович

Послесловие к письмам Д.Д. Шостаковича:

В 1965 году Дмитрий Дмитриевич Шостакович писал, что следует рассказать о людях, сыгравших определенную роль в его жизни, в его музыкальной судьбе. «Важно помнить, что было с тобой вчера» *. К сожалению, он не осуществил свой замысел. Пришло время рассказать удивительную и неизвестную историю из жизни выдающегося композитора нашей эпохи. Историю его многолетних встреч и переписки с композитором Маргаритой Ивановной Кусс.

Дмитрий Дмитриевич писал Маргарите письма, подробно зная, где и когда она была в это время. Он посылал письма на адрес её старой московской квартиры, на дачу её родителей, где она работала в своём отдельном домике, в Дом творчества в Рузе, и затем на адрес новой московской квартиры, (где она, наконец, получила телефон в 1956 году, и можно было договариваться о встречах по телефону). За перепиской следовало множество встреч. 
 
Несмотря на свою занятость, Дмитрий Дмитриевич стремился к постоянному общению с Маргаритой в письмах и, что особенно важно, при встречах. Он писал ей из разных мест, заранее сообщая, когда приедет в Москву, сколько дней проведёт здесь, просил её постараться быть в это время в Москве. А Маргарита, если это у неё не получалось, сообщала ему, где она будет. Он также писал ей о днях своих поездок по стране и за рубеж.

Всё это свидетельствует о том, что это были не просто обычные дружеские отношения, а отношения с глубокими взаимными чувствами. И конечно они проявляли большой интерес к творчеству друг друга. Маргарита любила музыку Дмитрия Дмитриевича. И он всегда интересовался её работами и ценил их. Они ходили на премьеры и концерты друг друга. В трудный период советской действительности их объединяли общие духовные ценности и музыка. Она была неотъемлемой частью их встреч. Они играли друг другу свои новые произведения, обсуждали их. 

Кто был этот человек, композитор, к общению с которым так стремился Дмитрий Дмитриевич в течение многих лет? С кем были связаны его мысли, творческие устремления в этот переломный период его жизни?

Уместно процитировать аудио интервью, записанное в 2010 году, композитора, ученика В.Я. Шебалина, профессора Московской консерватории, народного артиста России Р.С. Леденёва:

«Я очень люблю музыку Маргариты Ивановны Кусс за её подлинность, естественность, за её уважительное отношение к традициям русской музыки. Она никогда не подлаживалась, не пыталась идти в русле какого-то определенного композитора и его школы. Она впитывала в себя всю музыку и русскую, и западную и говорила своим языком. Как сказал Рахманинов: «высшее качество искусства – естественность». Вот у неё это есть. Она всегда естественна в музыке, она замечательно комментировала музыку других композиторов. Это вообще человек очень умный, строгий, но справедливый. И я горжусь тем, что несколько оценок моих сочинений я слышал из её уст, потому что ей можно было верить всегда. Её способность слышать музыку была очень большой, слышать по настоящему, и говорить об этом. Это замечательный композитор и я думаю, что её след значителен в истории русской музыки и это будет признано когда – то». 

В одной из рецензий Народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственной премии, композитор А.Я. Эшпай пишет:

 «Маргарита Ивановна КУСС удивительно талантливый композитор. Её высочайший профессионализм, широкая эрудиция и безупречный вкус помогают решать самые смелые творческие задачи…». 

Композитор Метэк Вайнберг, Народный артист РСФСР отзывался о Маргарите Ивановне как о: «дорогом друге, обаятельном, добром, талантливом, мужественном, умном человеке». Он называл её «прекрасным, замечательным композитором!»(см.Архив сайта)

Директор библиотеки Союза композиторов Савельева М.П., зная многих композиторов, говорит о Маргарите Ивановне: «Она была необыкновенный человек. У неё было потрясающее чувство юмора. Очень позитивная. От неё исходила какая- то необыкновенная позитивная аура. У неё был широкий диапазон интересов». 

У неё была ещё и другая характерная черта. Она никогда никого ни о чём не просила, была скромным человеком. 
 
Маргарита Кусс начала сочинять музыку ещё в детской музыкальной школе. Уже тогда она выступала как композитор в Малом зале Московской консерватории, исполняя свои сочинения. (См. Архив сайта). 
 
Общение Маргариты с Дмитрием Дмитриевичем началось в период её учебы у него в Московской консерватории (1943-1948). В трудные годы гонений на своих учителей В.Я.Шебалина и Д.Д.Шостаковича, Маргарита была среди тех, кто поддержал их. В те же годы завязалась дружба с такими в будущем известными музыкантами и композиторами как: Мечислав Вайнберг, Револь Бунин (впоследствии ассистент Дмитрия Дмитриевича), Татьяна Николаева, Мстислав Ростропович (однокурсник и исполнитель её дипломной работы – трио для фортепиано, скрипки и виолончели), Евгений Светланов, Георгий Свиридов, Борис Чайковский. Когда ленинградский композитор Галина Уствольская приезжала в Москву, она иногда останавливалась у Маргариты. Все они были учениками или исполнителями Д.Д. Шостаковича Она также дружила с другом Дмитрия Дмитриевича и Сергея Прокофьева Левоном Атовьмяном. (см. Фотоальбом, Архив и Воспоминания).

В 1949 году Маргарита Кусс была принята в члены Союза композиторов. В конце 40-х и в начале 50-х годов на сцене Большого зала Московской консерватории в исполнении Государственного симфонического оркестра СССР с большим успехом прошли премьеры её первых симфонических произведений, дирижёр Натан Рахлин. Вокальные произведения прозвучали на сцене Малого зала Московской консерватории, исполнители: Александр Ведерников (бас), партию фортепиано исполнил Евгений Светланов. В будущем народные артисты СССР. Так начиналась её творческая деятельность. 
 
После окончания консерватории общение Дмитрия Дмитриевича с Маргаритой продолжалось, а переписка началась в начале пятидесятых годов. Мы ссылаемся здесь только на некоторые письма. В 1953 году, в период написания одного из самых значительных симфонических произведений 10 -ой симфонии, Дмитрий Дмитриевич постоянно встречался с Маргаритой, а также в последующий 1954 г. – год дискуссий и обсуждений этого произведения. Споры шли в Союзе композиторов и прессе. Были как положительные рецензии, так и резко критические. Маргарита была сильной личностью со своими убеждениями, не только по музыкальным темам, но и со своей собственной позицией по многим вопросам советской жизни. И всё это можно было обсудить с ней. Их встречи продолжались и в последующие годы.

Она была одной из тех, кто мог понять, поддержать Дмитрия Дмитриевича и сопереживать с ним, что не все могли сделать. Зная, как композитор, что категорически нельзя отвлекать его от работы, их многочисленные встречи шли в основном по инициативе Дмитрия Дмитриевича.
Он писал письма разным людям, и каждое из них, возможно, занимало немного времени, а с Маргаритой он стремился к личной встрече. Дорога к Маргарите (туда и обратно) могла занять около 2-х часов, и, конечно, не один час на беседы. Маргарита Ивановна тогда жила на улице Новая Башиловка в Москве. Метро у дома на Можайском шоссе, где тогда жил Д. Д. Шостакович, не было. Надо было проехать на общественном транспорте до ближайшего метро «Киевская», дальше с пересадкой до станции метро «Динамо», а затем еще минут 15 пешком. На сайте Маргариты Ивановны видна телеграмма: «Постарайтесь быть дома, приду сегодня после 6 вечера. Шостакович». Дмитрий Дмитриевич даже не был уверен, будет ли она дома, и всё равно он идёт к ней. Идёт за советом, за поддержкой как к самому верному человеку, с которым он может обменяться мнениями. 
 
На протяжении 1953 года Дмитрий Дмитриевич написал много писем Маргарите. Интересно отметить, что, придавая огромное значение их встречам, он посылал ей неоднократно по два письма в один день по разным адресам: на московскую квартиру и на адрес её дачи с тем, чтобы непременно встретиться с ней в те дни, когда он собирался быть в Москве. Работая над 10-й симфонией, Дмитрий Дмитриевич думает о Маргарите. В письмах из Комарова от 19.07.53 года он пишет по двум адресам похожие письма: «Мне очень хочется Вас повидать. Я надеюсь, что у Вас всё обстоит благополучно. Вы мне всё расскажите при встрече»… 
 
В другом письме от 19.06.1953 года он писал, что вернулся в Москву и, если Маргарита в городе, просит её позвонить, подробно предупреждая, что, возможно, уедет на 2-3 дня на дачу, и сообщает ей номер телефона туда: «Если Вы меня не застанете дома, то позвоните на дачу (И 1-20-46 доб.99)». Маргарита летом работала над своими произведениями на родительской даче, в отдельном домике, где не было телефона. Дмитрий Дмитриевич деликатно просит, если она будет в эти дни в Москве, позвонить ему. Он не хочет отрывать её от работы, но очень хочет поговорить с ней. Им нужно было постоянное общение, они боялись потерять связь. 

В письме от 18.08.1953 года Дмитрий Дмитриевич сообщает, что приехал в Москву и больше никуда не уедет. Он пишет, что ему необходимо встретиться с ней. Аналогичная просьба и в письме от 22.10. 1953 года, где Д.Д. Шостакович сообщает Маргарите, что он вернулся в Москву. Далее он пишет: «Я до сих пор не могу закончить симфонию. Жду Вашего звонка»… В это напряженное до предела время работы над 10-ой симфонией Дмитрию Дмитриевичу нужна была эмоциональная поддержка, совет и он мечтает о скорой встрече с Маргаритой. Все они были событием для обоих. В эти же дни, в период завершения 10-ой симфонии, 29.10.1953 года, придя к ней, Дмитрий Дмитриевич подарил Маргарите редчайшее американское издание Симфонии № 5 с дарственной надписью. Он дарит ей партитуру в знак благодарности за моральную поддержку и вдохновение, которые она давала ему в этот решающий период его жизни. Эту партитуру невозможно было приобрести у нас в стране. Он принёс самое дорогое, что у него было, свою музыку. 
 
С Маргаритой он мог открыто поделиться своими сокровенными мыслями и идеями, преодолеть трудности в написании симфонии. Среди композиторов было принято играть друзьям готовые отрывки своего нового произведения и обсуждать их. Дмитрий Дмитриевич чувствовал, что в этом человеке он может найти понимание. Можно сказать, что 10-ая симфония рождалась и обсуждалась непосредственно на глазах М. Кусс, при личных встречах с Д.Шостаковичем. И, конечно, он пригласил её на премьеру 10-ой симфонии в Москве, послав билеты, письмо от 27.12.1953 года. Неимоверно устав после изматывающей работы над симфонией, репетициями и премьерой в Ленинграде, плохо чувствуя себя, в этом же письме Дмитрий Дмитриевич вновь договаривается о встрече с Маргаритой в первых числах января 1954 года, чтобы обсудить исполнение и обрести душевное спокойствие. 

Дмитрий Дмитриевич проявил искреннее беспокойство к Маргарите в письме от 26.09.1954 года. «Дорогая Рита. Сижу и жду Вашего звонка. Вы чего-то не звоните. Это меня беспокоит. И вчера, на концерте, я Вас не видел. Позвоните обязательно. Мне нужно Вас повидать»… Он постоянно думает о Маргарите, без общения с ней в течение даже двух дней ему трудно. Здесь его мысли, переживания.

Партитура десятой симфонии была издана в 1954 году. Интересный факт. Маргарита Ивановна родилась 13 октября. Дмитрий Дмитриевич пришёл к ней накануне её Дня рождения 12.10. и подарил свою фотографию с дарственной надписью. А 14 октября, на следующий день после её Дня рождения, он вновь пришёл с подарками и принёс ей партитуру симфонии №10 с дарственной надписью. Он дарит ей свою музыку, самое дорогое, что их объединяло. Можно сказать, что в период работы над симфонией его мысли, чувства и переживания были связаны с Маргаритой. Он высоко ценил её, как композитора и дорогого друга. (См. фотографии на её сайте).

В одном из писем 1954 года от 28 октября Дмитрий Дмитриевич пишет, о том, что он уезжает на дачу и ему надо сделать в высшей степени срочную работу, так как в городе это невозможно. Он пишет далее: «Буду очень рад, если Вы мне туда позвоните в любое время». Уезжая от всех, от телефонных звонков даже своих друзей, и, делая «в высшей степени срочную работу», он был рад и просил, чтобы Маргарита позвонила ему. Только ей он разрешает беспокоить его во время работы «в любое время».

Маргарита так же писала ему. В письме от 18.04. 1955 года Дмитрий Дмитриевич пишет: «Я вчера вернулся в Москву и был рад известию от Вас. Радуюсь я также и тому, что Вы в Рузе. Может быть, на этой неделе я смогу вырваться на несколько дней и приехать в Рузу». Т.е. приехать в Дом творчества в Рузе, чтобы там встретиться и поговорить с Маргаритой. Они всегда желали видеть друг друга.

Встречи и беседы с Д.Д. Шостаковичем были почти закрытой темой для друзей Маргариты Ивановны. Она никого не допускала в свою личную жизнь. Даже её друзья, бывшие однокурсники знали только минимум о них. Д.Д.Шостакович также понимал, что их разговоры не будут распространяться. Доказательством этого служит тот факт, что о существовании его писем к ней стало известно только после её смерти. Конечно, в семье знали об этой переписке и встречах.

В Советское время можно было откровенно поделиться самыми сокровенными мыслями о существующей реальности и творчестве только с человеком, которому Вы полностью доверяли и с которым у Вас были общие взгляды. Важно было, чтобы содержание таких бесед не распространялось дальше. Именно такого рода отношения были их «ПОТАЁННЫМ КРАЕМ». Это название последнего симфонического произведения Маргариты Ивановны Кусс. 

Формат сайта не предполагает подробное изучение темы М.Кусс и Д.Шостакович. Авторы статьи, основываясь на документальном материале, дают неполное описание только определенного и важного периода их многолетних взаимоотношений.
.
Письма Дмитрия Дмитриевича к Маргарите, их встречи, показывают, что она сыграла важную роль в его жизни. Высказывания из других писем, не представленные здесь, только подчёркивают это. Это были серьёзные отношения серьёзных людей.

В последние годы жизни Маргарита Ивановна вспоминала Дмитрия Дмитриевича. Было видно, что эта тема была и осталась глубоко внутри неё. Когда однажды мы нашли в её документах одну из фотографий молодого Дмитрия Дмитриевича и показали ей, она улыбнулась и нежно произнесла: «Митенька». Эта фотография есть на сайте. 
 
Мы знаем, что Дмитрий Дмитриевич делал предложения Маргарите Ивановне. Они любили друг друга. Но она не захотела радикально менять свою жизнь, а целиком посвятила себя творчеству, своему призванию. Её творчество требовало уединения. МУЗЫКА ИХ СОЕДИНИЛА, МУЗЫКА ИХ РАЗВЕЛА.

Владимир Игоревич Куус (племянник композитора) и Татьяна Алексеевна Козлова.

* Москва. Всесоюзное издательство «Советский композитор» , 1980. «Д.Шостакович о времени и о себе» 1926-1975, стр.3.